PDA

Показать полную графическую версию : Интересные статьи технической тематики


Страниц : 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [27] 28 29 30

XPEHOMETP
08-01-2022, 22:27
Как потушить "Врата ада" – достопримечательность, которую надо уничтожить (https://zen.yandex.ru/media/tour2go/kak-potushit-vrata-ada--dostoprimechatelnost-kotoruiu-nado-unichtojit-61d99e6febdf66604bbac32d?&)

Одна из самых ярких – в буквальном смысле – достопримечательностей в мире может исчезнуть навсегда. Как потушить «Врата ада», полыхающие уже 50 лет – такой вопрос, похоже, придётся в ближайшее время решать специалистам в Туркмении. Президент страны Гурбангулы Бердымухамедов распорядился погасить гигантский газовый кратер в пустыне Каракумы, который горит там с 1971-го года.

Газовый кратер Дарваза возник в общем-то случайно – в ходе работ по поиску природного газа геологи наткнулись на подземную пустоту. В эту огромную дыру, из которой начал выходить газ, рухнул верхний пласт грунта вместе с буровой вышкой и транспортом. Люди, к счастью, не пострадали. Газ же было решено поджечь, чтобы не доставлял неудобств местным жителям.

Предполагалось, что выгорит он за несколько дней. Горит до сих пор. За эти годы огромная яма диаметром 60 метров и глубиной 20 метров, из которой вырываются языки пламени, стала фотогеничной туристической достопримечательностью. С 2018-го года у неё есть довольно поэтичное название – «Сияние Каракумов», однако больше прижилось народное – «Врата ада».

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5174875/pub_61d99e6febdf66604bbac32d_61d9a7874dd8b807963cde96/scale_600

.......
Кратер Дарваза получил дополнительную известность в 2013-м году, когда нашёлся человек, который рискнул спуститься в эту «огненную бездну». Считается, что канадец Джордж Коронес добрался до дна кратера и взял пробы почвы, после исследования которой учёные сенсационно заявили о том, что в грунте есть жизнь – причём в виде бактерий, которые нигде больше не встречаются.

Поскольку этот спуск был не только одобрен местными властями, но ещё и поддержан знаменитым изданием National Geographic, история стала известной на весь мир и, говорят, туристов из разных стран в этих местах прибавилось.

Остальное по ссылке

XPEHOMETP
05-02-2022, 22:19
На основном советском дальнем бомбардировщике Ил-4, скорее всего не смог бы летать ни один американец или англичанин (https://zen.yandex.ru/media/valerongrach/na-osnovnom-sovetskom-dalnem-bombardirovscike-il4-skoree-vsego-ne-smog-by-letat-ni-odin-amerikanec-ili-anglichanin-61e70d1aecc16a3a021340d8?&)
По поводу того, насколько был хорош в пилотажном плане Ил-4 лучше всего процитировать дважды Героя Советского Союза Молодчего, которого уж точно нельзя обвинить в трусости и неумении летать (именно Молодчий в 1942 году отбил Сталину радиограмму в тот момент, когда бомбил Берлин):

«…Автопилота на самолёте нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал, чтобы самолёт летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днём при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлёт считался одним из самых сложных элементов полёта…»
Так что да – на «Ил-4» могли летать только советские летчики. Никаким американцам и англичанам он бы оказался не по зубам.

DJ Mogarych
06-02-2022, 09:09
на «Ил-4» могли летать только советские летчики. Никаким американцам и англичанам он бы оказался не по зубам »Зловонный великодержавный шовинизм.

XPEHOMETP
25-02-2022, 05:09
Электричество от ветряков и солнца дешевле угольного — почему же в Азии начали массово строить угольные ТЭС? (https://naked-science.ru/article/nakedscience/coal-trouble)

В конце прошлого года в Nature вышла статья, авторы которой попробовали выяснить: способны ли СЭС и ВЭС полностью обеспечить планету электроэнергией. Исследователи пришли к неожиданным выводам: солнечная энергия не сможет стать главной на планете ни в какой перспективе. Теоретически основную роль в добыче энергии могли бы взять на себя ветряки. Однако из мини-расследования Naked Science ясно, что на самом деле — не могут. Почему же углеводороды все еще способны на то, что не под силам более «продвинутым» источникам энергии?

Далее по ссылке

XPEHOMETP
31-05-2022, 15:54
Танки, спасшие страну в самый трудный период войны. История конструктора Николая Астрова (https://zen.yandex.ru/media/muzeypobedy/tanki-spasshie-stranu-v-samyi-trudnyi-period-voiny-istoriia-konstruktora-nikolaia-astrova-626a4ad6fd592b5d9ce6e11d?&)

Среди конструкторов бронетанковой техники широко известны создатели танков Т-34 (Михаил Ильич Кошкин), КВ (Жозеф Яковлевич Котин) и ИС (Александр Александрович Морозов). Но в истории отечественного танкостроения есть заслуженные, но менее известные конструкторы, которые создавали так необходимые фронту боевые машины.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593343/pub_626a4ad6fd592b5d9ce6e11d_626a4b50ba5af966076ad66d/scale_600

Один из них — создатель целого семейства легких танков Т-60, Т-70, Т-80 и гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» Николай Александрович Астров. 28 апреля исполняется 116 лет со дня рождения конструктора.

Танки, созданные в тяжелое время

Ощутимые боевые потери советской бронетанковой техники в первые месяцы войны обусловили спешное конструирование более простых в изготовлении танков, которые требовали минимальных затрат времени и ресурсов.

В конце июля 1941 года Конструкторское бюро завода №37 под руководством Николая Астрова буквально за несколько недель спроектировало и изготовило первый опытный образец легкого танка, получившего наименование Т-60, который стали выпускать уже с сентября 1941 года.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/245342/pub_626a4ad6fd592b5d9ce6e11d_626a4c4fbd965e090e449b94/scale_600
T-60

В конце осени того же года этим коллективом был создан и лёгкий танк Т-70. Боевую машину стали выпускать с апреля 1942 года.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1710676/pub_626a4ad6fd592b5d9ce6e11d_626a4cac514b9f308dc7e675/scale_600
T-70

В условиях острой нехватки танков на советско-германском фронте главным достоинством Т-60 и Т-70 была простота конструкции. Она допускала их производство на автозаводах с широким использованием автомобильных узлов и механизмов, что существенно повышало возможность ремонта и технического обслуживания боевых машин в условиях фронта.

Далее по ссылке

XPEHOMETP
02-06-2022, 11:05
Петля Бочарова: остроумное инженерное решение на южной ветке Транссиба (https://zen.yandex.ru/media/str_rus/petlia-bocharova-ostroumnoe-injenernoe-reshenie-na-iujnoi-vetke-transsiba-625919f18d94215e49d34591?&)

При строительстве Великого Сибирского Пути (Транссиб), которое стартовало в 1891-м, встал вопрос о трассировке линии от Забайкалья в направлении тихоокеанского побережья. Один из вариантов предполагал тянуть путь вдоль Амура без пересечения государственной границы — от Владивостока до Хабаровска поезда начали ходить в 1897 году.

Однако министр финансов С. Ю. Витте поддержал сторонников более южного маршрута, через Маньчжурию, который был не только короче, но и давал выход на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К тому же к 1895 году Пекин установил с Москвой дружественные отношения, и строительство линии через территорию Китая должно было укрепить позиции Российской империи в регионе на фоне усиливавшейся Японии.
.......
Из девяти построенных тоннелей наиболее сложным в плане реализации оказалось сооружение через Большой Хинганский хребет длиной чуть больше 3 км (другие такие объекты КВЖД не превышали 422 м). Проект доверили успевшему зарекомендовать себя инженеру Н. Н. Бочарову — он участвовал в аналогичных кампаниях на юго-западе страны.

Остроумное решение

Восточный склон хребта был слишком крутым, и локомотивам тогда не хватало мощности, чтобы спокойно справиться с подобным препятствием. Для преодоления резкого подъема перед тоннелем, Бочаров принимает, как отмечали впоследствии, остроумное инженерное решение — он проектирует сомкнутую петлю радиусом 320 м и длиной 2 км. Такой подход вызвал любопытство многих железнодорожников — для того времени предложение было новаторским.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3385297/pub_625919f18d94215e49d34591_625921018892fe285c4a9591/scale_600

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1710047/pub_625919f18d94215e49d34591_6259240217bf2e777de453f2/scale_600
© public domain (Тоннель и петля, рисунок)
.........
И. А. Слонов. В стране наших союзников // Исторический вестник. 1915. — февраль. — С. 621-622:

«[Петля] представляет собой большую круглую и глубокую котловину, окруженную со всех сторон высокими горами. На высшей точки Хинганского перевала, находящейся на высоте 460 сажень, сделан тоннель, протяжением в три версты. Поезд, выходя из тоннеля, тотчас же начинает круто спускаться вниз, для этого он делает в котловине большую петлю, проходя по одному и тому же месту два раза, на различной высоте. В техническом плане Хинганская петля представляет большой интерес».

В статьях того времени решение Бочарова называют чудом инженерного искусства. В дальнейшем это изобретение будут изучать в ВУЗах на профильных факультетах. В 1914 году похожий объект появится на юге страны — участок «Армавир – Туапсе».

bredych
02-06-2022, 13:25
аналогичного рода петли можно встретить в еще немом кино про гражданскую войну в сша.

XPEHOMETP
09-06-2022, 10:51
АН-94 в руках спортсмена: обзор и сравнение с АК-74

https://www.youtube.com/watch?v=HcYJkgXbRd8

Специальный выпуск в честь 70-летия со дня рождения ижевского конструктора Никонова Геннадия Николаевича.

bredych
13-06-2022, 13:07
строение тарелки старлинка. Весьма интересно.
Хоть и много воды местами.
https://www.youtube.com/watch?v=h6MfM8EFkGg

XPEHOMETP
18-06-2022, 20:33
Пушка, изменившая историю (https://zen.yandex.ru/media/mlozha/pushka-izmenivshaia-istoriiu-62416c091449d60b4a159426?&)

Мало о каком образце вооружения можно сказать, что он переломил ход истории. К ним можно отнести танки, ядерное оружие, баллистические ракеты, бомбардировочную авиацию, дредноуты. А конкретная модель, хоть и могла сильно влиять на бои и даже отдельные битвы, в общем потоке времени всё-таки не могла оставить значительного следа. Но это не относится к героине сей статьи — французской 75-мм скорострельной полевой пушке обр. 1897 года, она же canon de 75 modèle 1897.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5185626/pub_62416c091449d60b4a159426_62416c88b579c52d3f934103/scale_600

.....
Именно скорострельная артиллерия со снарядом-шрапнелью сделала попытки прорыва обороны бессмысленной мясорубкой. Подвижные кавалерийские части тоже не могли ничего поделать — им не хватало скорости сблизиться и уничтожить батарею, даже стоящую на передке на прямой наводке. Если где-то происходил прорыв, туда могли быстро подкинуть батарею, которая остановит противника. Были случаи, когда атаку полка срывали всего лишь несколько залпов шрапнели. Тактика лёгких полевых батарей — приехал, за короткое время выпустил десятки снарядов, засыпал противника шрапнелью. Это заставило всех срочно окапываться.
......
Даже не смотря на то, что француженка была первым образцом современной полевой артиллерии, она долго оставалась лучшей в своём классе (фактически, до появления грабинских дивизионок Ф-22 УСВ), что позволило ей оставаться на вооружении самой Франции до поражения в 1940-ом, постоянно модернизируясь. За счёт численности и хороших характеристик пушка получила некоторый успех на рынке вооружений. В ходе ВМВ её применяли в существенных количествах ещё и Германия, США, Польша. В незначительных количествах — Румыния, СССР, Англия и прочие, поживившиеся на польских и французских запасах. Пушка неплохо себя зарекомендовала во время боёв в Африке. Американцы из своей М1897А4 (Mle. 1897 американского производства) наделали танковые и противотанковые орудия. В бывших французских колониях 75-миллиметровки использовались до 70-х. Дальний потомок её, танковая М6 на Чаффи, служила вообще почти до конца Холодной войны — в Чили лишь в середине 80-х заменили на 60-мм HVMS.

Остальное по ссылке

XPEHOMETP
04-07-2022, 22:01
Почему подлинность лунных фотографий СССР никто не оспаривал. Хитрость советских инженеров (https://zen.yandex.ru/media/poleznoe/pochemu-podlinnost-lunnyh-fotografii-sssr-nikto-ne-osparival-hitrost-sovetskih-injenerov-62b119440abf9c11912bd623?&)

Сколько раз Вам приходилось слышать или читать о том, что США сфальсифицировали свой полет на Луну? Думаю не одну тысячу раз и до сих пор выходят статьи и передачи расследующие "ляпы" в кадрах лунной экспедиции.

Американцы конечно сами лажанулись: часть съёмок на Луне оказались с неважным качеством, чтобы красиво преподнести зрителям, было решено переснять их в павильоне. Когда о подмене узнали простые граждане, то под сомненье попала не только вся Лунная съёмка, но и сам факт полета на Луну.

Советская история освоения Луны началась с запуска спутника 2 января 1959 года. Из-за неучтенных факторов, спутник "Луна-1" пролетел на расстоянии 6000 километров от Луны.

При запуске второго спутника, 12 сентября 1959 года, уже все факторы были учтены и "Луна-2" успешно и жестко приземлился на Луну.

Как СССР смог доказать этот факт? Ведь диаметр спутника всего 0,85 метра! Его ни в какой телескоп не разглядишь... Военные предлагали просто разместить в спутнике ядерную бомбу, мол ядерный гриб от взрыва на Луне будет виден в мощный телескоп. Хорошо хоть ученные доказали, что в Лунных условиях "гриба" от ядерного взрыва не будет.

Доказательство было придумано просто и гениально: когда спутник был на расстоянии 120 тысяч километров от Земли автоматика распылила 1 килограмм натрия создав искусственный хвост кометы. Эту "советскую комету" сфотографировали многие обсерватории. Для измерения параметров полета и передачи информации на борту были установлены радиопередатчики. Этот сигнал ловили и зарубежные станции слежения. Когда в расчетное время передатчики разом замолчали, всем стало ясно: советский спутник "Луна-2" успешно врезался в поверхность Луны.

Далее по ссылке

XPEHOMETP
04-07-2022, 22:53
Зачем Эйфель построил свою башню? (https://zen.yandex.ru/media/id/5ee8b50682d58478d447403b/zachem-eifel-postroil-svoiu-bashniu-62a02c088131bc06a1f45a26?&)

А, действительно, зачем? С точки зрения 1889 года (когда не было изобретено радио) достаточно бесполезная вещь. Между тем правительство оплатило только четверть стоимости башни (и передало в пользование Эйфеля землю под башней на 20 лет). А три четверти вложил сам Эйфель. Какой у него был бизнес-план?

Понятно, были билеты на вход, рестораны. Доход постоянный, но небольшой. Была метеостанция с разрезом измерений по высоте - это вообще копейки.

Очень повезло башне с изобретением радио - собственно, из-за военных радиостанций башню и не разобрали в 1910, когда договор с Эйфелем закончился.

Но существенный доход Эйфель предполагал получать от аэродинамических испытаний. Он понимал, что пришло время, когда многие будут пытаться построить дирижабли и аэропланы. Им потребуется оценка характеристик аппаратов, оптимизация их конструкции с учётом аэродинамики. А каким образом можно было получить эти данные в конце XIX века?

Самый ранний способ - сброс модели с высоты с измерением времени падения.

Начнём издалека. Первые попытки оценить аэродинамические характеристики тел были сделаны, изучая свободное падение, и замеряя время падения. Естественно, сколько либо точные данные таким грубым методом получить было невозможно.

Далее по ссылке

XPEHOMETP
09-07-2022, 12:58
Нашел статьи с местами агрессивной подачей материала, но некоторые соображения достаточно интересны

Бронетехника РККА. И танки наши быстры... Часть II. Авантюра по имени "Кристи"... (https://zen.yandex.ru/media/russianengineering/bronetehnika-rkka-i-tanki-nashi-bystry-chast-ii-avantiura-po-imeni-kristi-627a58836b20a24791c64525?&)

Итак, вместо доводки ГОТОВОГО ТАНКА Т-24 В СЕРИИ, "ответственные товарищи" отправились в кругосветное путешествие и разбазаривание "народных денег" на закупки лицензий "временных танков", Виккерс-6 т. и Кристи (экспериментальное шасси)...

И затем начинается долгая и трагическая "одиссея" с созданием и доводкой до ума производства этих самых "лицензионных" заготовок... Но тем не менее, не смотря на то, что "Танк Кристи" не вписывается в Систему Бронетанковых Войск РККА и требует практически разработки "с нуля", он всё-же принимается на вооружение РККА и становится основой для разработки танков серии "БТ" (быстроходный танк)...

РАЗВЕ ЭТО НЕ ПРЯМОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО И САБОТАЖ?

Конечно, сначала Советская, а затем и Российская пропаганда вынужденно распиарила танки БТ и в кино и в книгах и в монографиях, ведь на его базе создали не менее распиаренный "ТАНК ПОБЕДЫ" Т-34!

А по сути, это была безумно дорогостоящая, сложная и бесполезная для РККА бронированная игрушка, которую легко заменяли банальные и копеечные Средние Бронеавтомобили БА-3 и БА-6.

Не верите? А давайте сравним...

Главным преимуществом Танков БТ перед другими танками, является по-определению высокая скорость и бОльшая дальность на колёсах (в теории до 70 км/час., при отвратительной управляемости)...

Причём у танков типа БТ была отвратительная проходимость без гусениц, из-за привода только на одну ось из четырёх...

Тогда как у Броне-автомобилей типа Ба-10 / Ба-11 из трёх осей ведущими были две, да ещё и устанавливались цепи типа "Оверолл", значительно повышающие проходимость...

НО, даже по вооружению - как это ни парадоксально и удивительно - но "маленькие и дохленькие" БА-10 превосходили танки БТ по количеству пулемётов...

А последние версии Советских Средних Бронеавтомобилей БА-11 на шасси ЗИС 36 (6х6), в принципе ничем не уступает танкам БТ, даже в бронировании!Вместо доводки ГОТОВОГО ТАНКА Т-24 В СЕРИИ - САБОТАЖНИКИ - покупают лицензии и создают производства танков, значительно уступающих не только СЕРИЙНОМУ Т-24, НО и банальным Советским Средним Бронеавтомобилям - как в мобильности, так и в вооружении - лишив РККА адекватного "основного танка" и "перспективного броне-автомобиля" с полным приводом...

bredych
09-07-2022, 15:05
не надоело разносить помои от национально упоротого флеймоуправляющего?

XPEHOMETP
09-07-2022, 17:31
Писал человек по крайней мере прилично разобравшейся в теме. Скажем, в своих статьях вполне обосновал тезис, что увлечение танком Кристи и производство танков на его базе вообще никак не вписывалось в выдвинутую в СССР концепцию развития бронетехники. Но наклепали этих танков БТ выше крыши. Википедия: "На 20 декабря 1945 года на Дальнем Востоке все еще числился 1091 танк БТ-2-5-7." Теперь представьте: наклепали (по Википедии) 620 БТ-2, 1884 БТ-5, 5763 БТ-7, производство закончено в 1940 г. И перекинули оставшиеся на Дальний Восток японцев бить. Танки с, фактически, противопульным бронированием имели мало шансов на выживание в боях с немцами, и столько их осталось в строю. При отступлении ведь еще танки массово бросали из-за малейших поломок или банальной нехватки горючего. Что значит? Да мало повоевали, почти бесполезными оказались. А японцев бить таки отправили.
Автор давит на свою довольно неожиданную точку зрения, но с обоснованием. Но часто срывается в полный астрал. Например:
Именно на базе Т-28, был создан ПЕРВЫЙ и гораздо более адекватный прототип Т-34, который враги народа, завистники и саботажники в руководстве наркомата, уничтожили вместе с разработчиками!
Если на такое не обращать внимание, то почитать интересно.

bredych
09-07-2022, 20:16
отмазки про пересказ разного флуда как обоснования для распространения говна от упоротого финского нациста?

XPEHOMETP
03-08-2022, 01:37
Инфраструктурная аномалия России: мост из ниоткуда в никуда (https://zen.yandex.ru/media/str_rus/infrastrukturnaia-anomaliia-rossii-most-iz-niotkuda-v-nikuda-62de82c7779baa11e6593b50?&)

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5238996/pub_62de82c7779baa11e6593b50_62de8c2a2588950dc33382d6/scale_600

Этот объект называют инфраструктурной аномалией. Его возводили на протяжении четырех лет, но по назначению он так и не использовался. Стройку заморозили из-за нехватки средств еще в 1990-х. В последние годы о сооружении рассказывали и на федеральных каналах, однако оно до сих пор находится в прежнем безжизненном состоянии, и вопрос завершения многострадального проекта остается открытым.

Дорога из ниоткуда в никуда

Речь идет о 158-метровом мосте в районе деревни Кырныша Уст-Куломского района Республики Коми, примерно в 60 км к северо-востоку от административного центра. Он задумывался как часть стратегической дороги, которую должны были эксплуатировать военные.

Для многих жителей района переход становился бы настоящим спасением. Действующая понтонная переправа не удовлетворяет всех потребностей. К тому же весной и осенью из-за большого подъема воды она не работает, поэтому ряд деревень на левом берегу Вычегды на время становится попросту отрезанным от цивилизации.

В свое время, когда строился объект, казалось, что с его появлением насущные проблемы наконец уйдут в прошлое. Именно об этом тогда и говорили местные власти. Но не случилось. Мост вроде бы есть, но дороги к нему нет. Вот и получается — из ниоткуда в никуда. Да и ветшает сооружение с годами — чем дальше, тем больше требуется денег для завершения давнего проекта. Но местные надежды не теряют. Все-таки она умирает последней.
Были бы деньги…

Конечно, все упиралось в финансы, и чиновники неоднократно заявляли, что денег, к сожалению, на эти цели в бюджете нет. При этом еще три года назад называлась сумма в 1 млрд руб. Однако в начале 2022-го в республиканском Минстрое озвучили более скромные цифры. В профильном ведомстве пояснили, что для достройки мостового перехода протяженностью 1,3 км, включая основную конструкцию через водную преграду и подъезды к ней, необходимо порядка 350 млн руб.

Остальное по ссылке

Ser6720
01-09-2022, 18:55
Возрождение российской микроэлектроники: есть ли у нас хотя бы шанс?

Единственный в России работающий завод полного цикла "Микрон" в 1990 году продавал полупроводниковые изделия компании "Самсунг", а сегодня его технологии отстают от мировых на 20 лет.

Строительство нового завода началось в конце 2021 года на месте снесённых двух старых корпусов «Ангстрема», построенных ещё в 1970-х. На их месте строится новый завод, в 3,5 раза больший по площади.

https://zen.yandex.ru/media/dbk/vozrojdenie-rossiiskoi-mikroelektroniki-est-li-u-nas-hotia-by-shans-630d706198bf333dd7e00a5c?&

XPEHOMETP
13-09-2022, 10:58
«Одно из замечательных сооружений России»: от восторгов и золотой медали до сдачи в металлолом (https://dzen.ru/media/str_rus/odno-iz-zamechatelnyh-soorujenii-rossii-ot-vostorgov-i-zolotoi-medali-do-sdachi-v-metallolom-62b965367e9fd214cb8c07b3?&)

Этот мост называли вершиной человеческой инженерной мысли. В свое время он стал самым протяженным на территории России и одним из мировых лидеров по длине пролета. Им восхищались на Всемирной выставке в Париже в 1900-м, где он был удостоен Большой золотой медали.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5244319/pub_62b965367e9fd214cb8c07b3_62b9732a3d5213170375bac9/scale_600

Позднее объект включали в различные издания мира, посвященные выдающимся архитектурным сооружениям. По назначению конструкция прослужила чуть больше ста лет — в 2007 году ее разобрали и сдали на металлолом.

Как часть Великого Сибирского пути

В середине 1890-х Великий Сибирский путь (Транссиб) начали тянуть от ст. Обь до Красноярска — около 700 км. На этом протяженном участке строителям необходимо было возвести десятки искусственных сооружений, главными из которых стали переходы через Обь и Енисей — самую многоводную реку в стране.

Что касается последней, то отечественные специалисты еще не сталкивались с подобной водной преградой при возведении мостовых сооружений. Скорость течения в районе Красноярска доходила до 5 м/с, глубина — до 8 м при ширине до 1,7 км. При этом, летом часто случались паводки, дули сильные ветра. Дно состояло из крупной гальки — сложно было зацепиться якорем. Из-за этих и других трудностей основные работы решили вести исключительно в зимнее время, когда река застывала — то есть всего 3,5 месяца в году.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5233619/pub_62b965367e9fd214cb8c07b3_62b96fb75970140fe3b87349/scale_600

................
В декабре того же года усилиями сотен человек приступили одновременно к сооружению пяти русловых опор. Для этой цели в каждом случае на площади 179 кв. м постепенно до самого дна снимали лед: убирали слой, оставляя тоненькую стенку до воды и ждали, пока последняя замерзнет — и так все 8 м. В вырубленной шахте сооружали кессоны, в которых велись дальнейшие работы по выемке грунта, а поверх них — кладка опор, с оставлением временных шлюзов для связи с поверхностью. После того как достигали глубины 20 м, кессоны заливали бетоном.

Остальное по ссылке

XPEHOMETP
16-09-2022, 17:22
Гениальное изобретение, которое работает уже 2700 лет. Называется - кяриз. Не слышали? (https://dzen.ru/media/real_travel/genialnoe-izobretenie-kotoroe-rabotaet-uje-2700-let-nazyvaetsia-kiariz-ne-slyshali-6304886058ea0752fa9101cb?&)

Вот и я раньше не слышал. А ведь кяриз был жизненно необходим в Закавказье, в странах Средней и Южной Азии, в древней Персии. Да даже в Китае! Так что же это за штука такая настолько важная? Рассказываю!
...........
Хорошо нам в нашей средней полосе - воды залейся. А как выкручивались страны с жарким и засушливым климатом? Ни тебе рек, ни дождей. И до водоносного горизонта под землёй метров 200.

Вот тут-то и придумали люди кяриз. Случилось это в древней Персии три тысячи лет тому назад. Кяриз - это длиннющий подземный почти горизонтальный туннель, вырытый на приличной глубине, который соединяет водоносный горизонт с орошаемой областью. Самый длинный из известных кяризов находится в Иране (в прошлом Персия). Его длина 70 километров!

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3413523/pub_6304886058ea0752fa9101cb_6305ccf995ae4430d08abb3c/scale_600

И самый глубокий кяриз тоже в Иране - его горизонтальная штольня вырыта на глубине 275 метров! Хотя обычно такие штольни находятся под поверхностью земли на глубинах от 20 до 200 метров.

Горизонтальный туннель соединён с поверхностью земли вертикальными колодцами через каждые 25-30 метров. Можете себе представить колодец глубиной 200 метров, вырытый вручную? А ведь на каждый километр кяриза нужно было выкопать 30-40 таких колодцев!

Вынутый грунт обычно распределяли вокруг каждого колодца. Поэтому вдоль всего кяриза можно увидеть ряд небольших земляных насыпей.

Вот так выглядит кяриз около иранского города Гонабад на спутниковой карте. Видите выходы вертикальных колодцев, расположенные на одной линии над подземной штольней?

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3397137/pub_6304886058ea0752fa9101cb_6305dd1c316a223b2630583e/scale_600

Этот кяриз в Гонабаде был выкопан 2700 лет назад. И он до сих пор работает и обеспечивает водой около 40 тысяч жителей! Его длина 33 километра 113 метров. Над подземными штольнями вырыты 427 колодцев. Гонабадский кяриз внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остальное по ссылке




© OSzone.net 2001-2012