Обвал, за который заплатят россияне: кто и зачем устроил мировой экономический кризис
Выход России из соглашения ОПЕК+ — лишь один из факторов, вызвавших падение нефтяных цен, однако именно он принесет России только негативные последствия, не решив при этом никаких проблем, считает экономист Андрей Мовчан
Падение цен на нефть должно было состояться и без пандемии — теплая зима сыграла свою роль.
Однако главная причина падения — это глобальная пандемия. Происходит массовое закрытие предприятий, причем уже не только в Китае, где ситуация как раз стабилизировалась. Резко сокращаются пассажирские перевозки. Недавно Италия объявила, что полностью закрывается на карантин, — целая страна. Израиль закрывает на карантин всех возвращающихся израильтян и перестал пускать в страну иностранцев. Такая самоизоляция означает падение доходов авиакомпаний, туристических сервисов, индустрии развлечений. Снижаются продажи даже продуктов питания — люди больше едят в компании. Во время карантина меньше используется автотранспорт, общественный транспорт. Поэтому всеми ожидается существенное снижение спроса на нефть — возможно, как обычно бывает, ожидания даже превосходят будущую реальность.
Зная все это, большинство аналитиков ожидало сокращения цены нефти на 20-25% от уровня в $60 за баррель, то есть до $45-$50. Однако неожиданно вступил в игру третий фактор: когда ОПЕК решила поддержать цену на нефть и предложила сокращение добычи (в расчете на то, что удастся удержать ее выше $50 за баррель), Россия (ее доля сокращения составляла 3%) отреагировала неожиданным жестким отказом.
Россия объявила, что не только не идет на трехпроцентное сокращение, но выходит даже из предыдущего соглашения и собирается добывать по максимуму. Это заявление звучит странно, потому что у России максимум близок к тому, что она фактически добывает: в отличие от Саудовской Аравии у российских нефтяных компаний нет возможности сильно увеличить производство. При этом в России открыто говорили (например,
здесь) о причинах такого действия: мы делаем это не для того, чтобы заработать, а чтобы выбить с рынка американскую сланцевую индустрию.
Остальное - по ссылке. И немного подробностей:
СИМПТОМЫ
Падение дома Ашеров
Прекращение сделки ОПЕК+ привело к обвальному падению цен на нефть; доллар стремительно подорожал до 74 руб. Что будет с российской валютой, бюджетом и экономикой?
Немного истории вопроса, как говорится.
Вначале наши "эффективные менеджеры" проспали сланцевую революцию в США. В 2011 г. Миллер говорил: "Сланцевый газ – хорошо спланированная мировая пиар-кампания, таких пиар-кампаний много: глобальное похолодание, биотопливо". А уже в 2015 г. добыча сланцевого газа в США превысила объем добычи всего "Газпрома". Над нашим нефтегазовым сектором нависла угроза потери рынков из-за нарастания давления со стороны "сланцевиков". Пытаясь бороться с американскими компаниями, Россия и ОПЕК несколько лет назад заключили соглашение о контроле над объемами добычи. И, мне кажется, что если бы ситуация в мировой экономикой была стабильной, то эти соглашения действовали бы еще несколько лет.
Но в январе начался обвал китайской экономики (и, кстати не из-за коронавируса, а по другим причинам), спрос на энергоносители стал проседать. Тут и включился принцип: спасайся кто может. Россия и ОПЕК начали разбегаться.
Думаю, что у Сечина возникла следующая идея - Россия для сохранения своих рынков, выходит из соглашения с ОПЕК, наращивает добычу и начинает демпинговать. Есть мнение аналитиков, что если цена на "черное золото" будет держаться на уровне 40 долларов за баррель и ниже более года, то это приведёт к массовому разорению американских компаний, занятых добычей сланцевой нефти. Представитель "Роснефти" Леонтьев заявил, что при согласованных с ОПЕК квотах на нефть "наши объемы замещаются объемами конкурентов. Это мазохизм". Но отказ от регулирования добычи неизбежно приведет к увеличение предложения, избыток предложения понизит цены, а низкие цены - это недополученные прибыли, в чем же логика Леонтьева?
А логика такая: при ценах на уровне 40 долларов за "бочку" наши олигархи будут терпеть год-два, покрывая свои убытки за счет бюджета, и будут ждать краха американского сланцевого сектора. А потом, когда американская сланцевая добыча разваливается окончательно, мы с арабами снова окажемся на коне. Такова "стратегия" Сечина. Думаю, именно он и продавил решение о разрыве сделки с ОПЕК.
Но мы-то знаем, каков стратег Сечин.
Компания "Роснефть", руководимая этим "эффективным менеджером", несколько лет назад брала у китайцев кредит. Однако деньги давно уже проедены и отданы кредиторам в счет щедрых сечинских покупок предыдущих лет — совершенно ненужного приобретения ТНК-ВР с огромной переплатой (в 40% к рыночной цене), покупки активов ЮКОСа и др. Эти безумные приобретения активов загнали "Роснфть" в долговую яму, из которой стали выбираться при помощи набранных у Китая $45 млрд предоплаты, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке — за предоплату приходится расплачиваться все более масштабными бесплатными поставками нефти в КНР.
К слову, вызывает огромное удивление, как так получилось, что в последние 15 лет на Россию падали триллионы долларов доходов от сверхвысоких цен на нефть и газ, однако в итоге наши нефтегазовые компании (не только "Роснефть") оказались должны Китаю около 70 миллиардов долларов, который вообще-то является крупнейшим импортером нефти и газа.
Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что американские нефтяные компании не разорятся, как об этом мечтает стратег Сечин, а разрыв с ОПЕК приведет к тому, что рынок будет залит дешёвой нефтью по цене ниже 40 долларов за баррель, что для российского бюджета будет иметь самые катастрофические последствия.
Далее - по ссылке