Имя пользователя:
Пароль:
 

Название темы: Историческая тема
Показать сообщение отдельно

Ветеран


Сообщения: 1853
Благодарности: 146

Профиль | Отправить PM | Цитировать


Кто вынудил СССР подписать пакт с Риббентропом

Ровно 80 лет назад был подписан Пакт о ненападении между Германией и СССР, более известный как пакт Молотова – Риббентропа. К нему прилагались так называемые секретные протоколы, разграничивавшие сферы влияния двух держав в Восточный Европе. Действия Москвы в этой связи считают аморальными, даже преступными. Но был ли у советской власти другой путь?

И сам Пакт, и протоколы к нему считаются в Польше и Прибалтике враждебным актом, который определил их судьбу на долгие годы. Этот пакет документов превратился в пропагандистский фетиш и элемент политического давления на Москву. России предлагают за него каяться как из-за рубежа, так и изнутри – существует довольно сплоченная группа, считающая само заключение договора с Германией чем-то исключительно аморальным, одним из основных проявлений сталинизма.

Попробуем объяснить ситуацию на пальцах, в режиме «реалполитик». Так, чтобы не оставалось «стыдных» вопросов – ради чего и зачем это было нужно.

Скрытый текст
Летом 1939 года Советский Союз вел бесперспективные переговоры с англо-французской коалицией о создании единого фронта против Гитлера. Париж, обладавший самой большой армией в мире, ранее предоставил гарантии безопасности Чехословакии, но Чехословакии к тому моменту уже не существовало. Лондон, не обладавший сухопутной армией вообще (всего две дивизии при около 200 у Франции и 120 у СССР), гарантировал безопасность Польше. Гитлер на военном совещании в Оберзальцберге от 22 августа рассуждал примерно так (текст его выступления перед генералами сохранился):

У Запада два пути борьбы с Германией. Первый – блокада, которая будет неэффективной из-за наличия альтернативных возможностей снабжения. Второй – нападение от линии Мажино. Это невероятно. Третий – самовольное нарушение нейтралитета и статуса Бельгии, Голландии и Швейцарии. На это они не пойдут. Следовательно, помочь Польше в военном плане они не смогут. Конец истории. Как минимум, истории Польши.

Единственной страной, которая могла бы не только спасти Польшу, но и уничтожить на тот момент все еще недостаточно многочисленный и не до конца перевооруженный вермахт, был СССР. Немецкие фельдмаршалы Кейтель и Браухич предупреждали Гитлера: если Москва на этом этапе окажется в стане врагов Берлина, Рейх проиграет войну заранее. Это прекрасно понимали и в Лондоне, и в Париже, но в Париже это понимали ясно, а в Лондоне туманно.

С целью создать трехстороннюю коалицию в Москву приехали англо-французские миссии во главе с адмиралом Драксом и генералом Думенком. Английский адмирал был в переговорном плане беспомощен, а французский генерал в последний момент получил четкое указание от премьера Даладье заключить военный союз с Москвой любой ценой и в кратчайшие сроки.

На ключевой встрече в Москве маршал Ворошилов задавал предельно конкретные вопросы. Существует ли договор, который определял бы действия Польши? Какую помощь может оказать Англия в случае начала войны? Как поведет себя Бельгия?

Выяснилось, что поведение Польши никому не известно, что статус Бельгии как суверенного государства никто нарушать не будет, что Англия сможет выставить после первичной мобилизации шесть дивизий. У Ворошилова округлились глаза. На следующей встрече он напрямую спросил англичан и французов, полагают ли их генеральные штабы, что Советская армия сможет пройти через территорию Польши (через Вильно и Галицию в частности), чтобы контратаковать Германию? Как вспоминали Дракс и Думенк впоследствии, тем самым их загнали в угол.

У Дракса были четкие инструкции насчет Польши: говорить, что Лондон ничего ей гарантировать не может. А французы лихорадочно попытались надавить на Варшаву, поскольку положение выглядело анекдотом: единственным способом спасти Польшу было втянуть Советский Союз в войну, но она спасаться не хотела.
Цитата:
Поляки проявили непостижимую глупость.
Это выражение американского историка Уильяма Ширера, наблюдавшего происходившее из Берлина, было высказано в далеком 1960 году, так что польскому общественному мнению возбуждаться за это оценку не стоит.

18 августа министр иностранных дел Польши Бек заявил французскому послу в Варшаве, что русские «не заслуживают внимания с военной точки зрения». Французы запаниковали и даже предложили англичанам включить пункт о «русской помощи Польше» в англо-польский двусторонний договор о гарантиях безопасности, чтобы Варшаве некуда было деваться. Но поляки стояли на своем, и французы продолжили получать высокомерные ответы в стиле «мы Москву еще в XVII веке брали, и нам их помощь не нужна». Это был, красиво говоря, конец истории или, по выражению Даладье, катастрофа.

Остальное - по ссылке...

Отправлено: 14:34, 23-08-2019 | #1658

Название темы: Историческая тема