Тацинский рейд генерала Баданова
Находившаяся в окружении 6-я армия Паулюса в Сталинграде неплохо снабжалась по воздуху и сдаваться от голода в декабре 1942 года отнюдь не собиралась. Снабжение окруженной группировки осуществляли самолеты, базировавшиеся на аэродроме в станице Тацинской. Советские ВВС, конечно, прилагали все усилия, чтобы фашистские Ю-52 не долетали до Паулюса, но разрушить немецкий "воздушный мост", гоняясь за каждым транспортником, было сложновато. Кардинальным и окончательным решением проблемы был только захват тацинского аэродрома, и наше командование прекрасно это понимало.
Для захвата аэродрома командование выбрало 24-й танковый корпус генерал-майора Баданова. Согласно боевому заданию, корпусу предстояло прорваться через позиции 8-й итальянской армии, а затем начать решать сразу три задачи: во-первых, постараться отрезать оперативную группу немецких войск от Ростова-на-Дону, во-вторых, отвлечь на себя немецкие войска, которые были нацелены на деблокаду Паулюса, и в-третьих, разгромить сам аэродром у станицы Тацинской.
Скрытый текст
Первый этап операции прошел на ура. 8-я итальянская армия, оказавшаяся противником танкистов, после встречи с корпусом Баданова фактически прекратила свое существование, более 15 тысяч ее солдат оказались в плену. Впрочем, итальянцы во Второй Мировой особо стойкими бойцами себя не показывали...
Второй этап наступательной операции — это непосредственно штурм станицы Тацинской. Уже на подступах к станице танковый корпус столкнулся с ожесточенным сопротивлением немецких частей, которое, впрочем, удалось успешно преодолеть. Штурм станицы начался утром 24 декабря в 7:30 после удара «Катюш» из состава 413-го Гвардейского минометного дивизиона. После этого на немецкий тыловой аэродром, с которого едва успел унести ноги генерал Мартин Фибиг, командующий 8-го корпуса люфтваффе, устремились советские танки.
В итоге 12-часового боя станица Тацинская и аэродром противника были захвачены. Немцы потеряли до 40 самолетов. В итоге окруженная группировка Паулюса лишилась базы снабжения по воздуху, что в значительной степени предопределило исход Сталинградской битвы. Однако 24-му корпусу этот успех мог дорого обойтись. Фельдмаршал Манштейн, хорошо понимая, что уже не пробьется к Паулюсу, перенацелил 6-ю и 11-ю танковые дивизии против корпуса Баданова. К тому же по 24-му танковому корпусу стали непрерывно работать немецкая артиллерия и авиация. Уже 24 декабря передовые отряды из состава 6-й немецкой танковой дивизии при поддержке подразделений штурмовых орудий захватывают районы, расположенные севернее Тацинской. После этого корпус вел тяжелые бои с немецкими частями, находясь уже полностью в окружении.
27 декабря Баданов доложил Ватутину о том, что снаряды на исходе, в корпусе серьезные потери в личном составе, удерживать Тацинскую более не представляется возможным, и попросил разрешения на прорыв корпуса из окружения. Однако Ватутин приказал удерживать станицу до последнего, и «только если произойдет худшее», постараться вырваться из окружения. Однако, понимая, что когда «произойдет худшее», прорываться будет уже поздно, Баданов лично принимает решение о прорыве. Ночью 28 декабря оставшиеся силы 24-го танкового корпуса, нащупав слабое место в немецкой обороне, прорвались из окружения в район Ильинки, переправились через реку Быстрая и соединились с советскими частями. При этом в живых осталось всего 927 человек - десятая часть корпуса, который начинал наступление 19 декабря 1942 года.
За время своего рейда 24-й танковый корпус отчитался об уничтожении 11292 солдат и офицеров противника, было взято в плен 4769 человек, подбито 84 танка, уничтожено 106 орудий. Только в районе Тацинской было уничтожено до 10 батарей противника. После Тацинского рейда в войсках появилась шутка о том, что лучшим средством для борьбы с немецкой авиацией являются гусеницы танков.
Картинки - по ссылке, ибо закрыты автором