Так вот, захотели мы, допустим, узнать, чем же Жуков занимался весной 1943 года. Открываем «Воспоминания…» и читаем «На фронтах наступило затишье, и лишь на участках Воронежского, Юго-Западного, Южного фронтов и на Кубани все еще продолжались ожесточенные сражения.».
А сам Жуков в марте что делал?
Цитата:
…как представитель Ставки я находился на Северо-Западном фронте, которым командовал Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. Войска фронта, выйдя на реку Ловать, готовились к ее форсированию.
… ранняя оттепель привела к тому, что река стала труднопроходимой и, видимо, войскам Северо-Западного фронта временно придется прекратить здесь свои наступательные действия.
|
Множество людей, читавших эти страницы, вполне могли подумать, что ничего существенного не происходило, и, по случаю затишья на всех фронтах, представитель Ставки Жуков выехал на какой-то второстепенный участок, повидаться с Тимошенко. Вот только с погодой не повезло…
Неужели на самом деле те события не заслуживали, чтобы им уделили хотя бы пару страниц? Предлагаю восстановить справедливость.
К началу весны на северо-западном участке советско-германского фронта были собраны огромные силы. Собрали их для проведения крупнейшей стратегической операции «Полярная звезда». Цель операции — окружение и разгром всей группы армий «Север» силами трех фронтов: Ленинградского, Волховского и Северо-Западного. Для участия в операции привлекалось 14 общевойсковых и 1 танковая армии, свыше 80 стрелковых дивизий, 25 танковых и механизированных бригад, огромные силы артиллерии. Общее превосходство над немцами было более чем тройное.
Кроме самого Жукова там собралась весьма представительная «компания». Фронтами руководили: маршал С. К. Тимошенко, генералы армии Л. А. Говоров и К. А. Мерецков. Представителем Ставки, кроме Жукова, был ещё и маршал К. Е. Ворошилов. Координировать действия артиллерии и авиации прибыли главный маршал артиллерии Н.Н.Воронов и маршал авиации А.А. Новиков.
Успех операции должен был привести к стратегическому поражению Вермахта на Восточном фронте. Следовало разгромить немецкую группировку в Приладожье и ликвидировать Демянский выступ.
Главная же роль отводилась группе генерала Хозина, в которую входили 1-я танковая (командовал генерал Катуков) и 68-й армии. В составе группы танковый и механизированный корпуса, шесть отдельных танковых полков, семь лыжных бригад и пять воздушно-десантных дивизий. Группа Хозина должна была взять Псков, отрезав таким образом немцам пространство между озерами Чудским и Ильмень. Далее, ударом на Нарву, предполагалось полностью окружить всю группу армий «Север».
Упоминается, что планировалось высаживать воздушные десанты. Мне таких планов не встречались, но известно, что 1-й и 2-й отдельные авиапланерные полки были переброшены в район Великих Лук, и к чему-то готовились. Использование планеров вполне понятно, воздушно-десантные дивизии, которые в операции принимали участие, не имели парашютов и необходимой подготовки. Другое дело, что планеров было мало и крупных десантов они обеспечить не могли.
И что? Да вообще-то и ничего. Демянский выступ «ликвидировали» сами немцы, выведя оттуда войска. Устроить планируемый котел для 15 дивизий Вермахта не удалось. Расширить коридор, пробитый ранее в блокадный Ленинград, не удалось. И всё остальное тоже не удалось.
Общие потери в операции составили убитыми, ранеными, пропавшими без вести около 280 000 человек. Потери группы армий «Север» за этот период составили около 78 000 человек. К этому стоит добавить потери в проводившейся ранее операции «Искра», где для Красной Армии они составили около 115 000 человек, для Вермахта — около 19 000.
Нет ничего удивительного в том, что маршал Жуков предпочёл про «Полярную звезду» забыть. Но нам-то про неё забывать, как можно?