Ветеран
Сообщения: 1853
Благодарности: 146
|
Профиль
|
Отправить PM
| Цитировать
Азеф - страшный человек. И очень непонятный. Многие видные фигуры революционного или антицаристского движения состояли на службе у охранки: работали на две руки. Не надо думать, что на какой-то работе они напрягались меньше. Иначе убийца Столыпина Дмитрий Богров, предложивший охранке свои услуги, не довел бы до конца задуманное им мероприятие. И не надо думать, что до Азефа не было талантливых провокаторов: Сергей Петрович Дегаев в организации народников был той еще видной фигурой. Ну, это... характерно, что Штирлиц работал в контрразведке. Эти двуручные господа всегда хотят устроится так, чтобы им было сподручнее работать.
Что касается Азефа... Он, скорее, был до мозга костей эсер, который ценой сдачи своих боевых товарищей мог беспрепятственно организовать покушения на членов царской семьи и высших сановников. Цель оправдывает средства. Наверное... В его планах были и покушение на Николая Второго, весьма нелепые, типа бросания бомбы с аэроплана в Царском Селе. Но такой практик как он рано или поздно царя бы замочил. Когда эсеры прознали про его двурушничество, состоялся суд над Азефом. Несмотря на полученные доказательства сотрудничества с охранкой, никто не посмел причинить вред Азефу: это была икона эсеровского движения! Борису Савинкову дальше вовсю стояла подспудная задача, чтобы тебя никто в отношениях с охранкой не заподозрил. А потом - с НКВД. А попа Гапона его сторонники, как только убедились в его работе на охранку, так прикончили в один момент. С Азефом такой номер не прошел: слишком большой авторитет!
В неких отношениях с охранкой (или с английскими оккупационными властями в Причерноморье) потом обвиняли многих, в том числе и некого Джугашвили, а также Берию. Без предъявления особых доказательств. Обычные вещи при нелегальной работе: меня посадили, а тебя - нет!
По поводу упомянутого Городницким "не очень далекого Чернова". Виктор Михайлович Чернов был гением подполья. Если зиц-председатель Фунт, согласно Ильфу и Петрову, сидел при Александре Втором "Освободителе", при Александре Третьем "Миротворце", при Николае Втором "Кровавом", при Керенском и при НЭПе, то Чернов не сидел никогда и ни при какой власти. Ни при царе, ни при большевиках, если не считать полугодовой "предвариловки" в 1894 г. и последующей ссылки. Он, как волк, чувствовал расставленные против него капканы. Доверие к нему эсеровских "партайгеноссе", видимо, и было основано на подобных его качествах. Но как теоретик и организатор, как показывают события 1917 года, не потянул совсем. Стоило большевикам перенять эсеровский же лозунг "Земля - крестьянам!", и начать предварять его в жизнь раньше эсеров, как популярность эсеров начала валиться с поднебесных значений до весьма скромных.
|