Цитата Drongo:
Потери с обеих сторон одинаковые, ни та ни другая армия не выиграла сражение в том бою.
Наши отступили после боя сохраняя армию »
|
С потерями сложно.
Цитата:
Численность потерь русской армии неоднократно пересматривалась историками. Разные источники дают разные числа
|
Оттуда же:
Цитата:
Согласно сохранившимся ведомостям из архива РГВИА, русская армия потеряла убитыми, ранеными и пропавшими без вести 39 300 человек (21 766 в 1-й армии, 17 445 во 2-й армии), но с учётом того, что данные ведомостей по разным причинам неполны (не включают потери ополчения и казаков), историки обычно увеличивают это количество до 44-45 тысяч человек.
|
С потерями французов все куда непонятней. Наполеоновская канцелярия погибла при отступлении, точных документов нет. В свое время была популярна цифра в 58 478 человек, полученная от якобы осведомленного перебежчика Александра Шмидта. Она точно ложная. Википедия говорит:
Цитата:
Для современной французской историографии традиционная оценка французских потерь — 30 тысяч при 9—10 тысячах убитыми
|
Ну ладно, по жертвам условный паритет, но - сохранилась ли русская армия? В дееспособном состоянии - определенно нет! Кутузов больше не может рискнуть подставить ее под удар Наполеону, до сражения под Малоярославцем, когда и "отступать дальше некуда - впереди Москва!", и пополнения уже подошли. Таки остановили Наполеошу, и даже Кутузов отступил на более выгодные позиции, как бы втягивая Бонапартыча в дальнейшую драку. Но тот понял, что запахло жареным, не повелся, и предпочел уносить ноги.
Далее, согласно упомянутому выше сборничку, преследование отступающих французов велось в реальности до ужаса мелкими группами войск. Это была подвижная кавалерия, вроде казаков или "партизанских" (точнее, диверсионных) отрядов типа того, которым командовал Денис Давыдов. Они громили отряды французских фуражиров, пытавшихся добыть продовольствие централизованным порядком, как и отряды мародеров, пытавшихся сделать то же самое самостийно. И всячески досаждали французам иными способами. Но от реального сражения Кутузов всячески уходил, понимая, что армия Наполеона еще сильна, а у него в армии - в основном, мало обученные новобранцы. Поступил, в общем, по-марксистски: сделал ставку на пресечение средств воспроизводства рабочей силы. Ну, то есть, ни жратвы тебе, Бонапартыч, ни фуража коням. И учение Маркса показало свою великую силу!
